Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Все они, несмотря на свое разнообразие, имеют общие характерные черты, так как являются частью государственного механизма (аппарата), входящая в систему государственных органов.
Наибольшее значение имеет выделение видов государственных органов в соответствии с рассмотренным уже принципом разделения властей на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Такая классификация проводится как на федеральном уровне, так и в отношении органов государственной власти субъектов Федерации. Законодательная ветвь власти – это представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное Собрание, в субъектах – государственные советы, государственные собрания, законодательные собрания, Московская городская Дума, Санкт-Петербургское городское собрание и т.д.
Органами исполнительной власти РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные службы, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии и т.д.). В субъектах органами исполнительной власти могут выступать президенты, губернаторы, главы администрации, правительства, министерства, администрации, их органы, управления, департаменты и т.д.
Судебную власть осуществляют только суды, например, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды. Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он прямо не отнесен ни к одной из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование. Он взаимодействует с законодательным органом РФ, тесно связан с исполнительной властью, имеет весомые полномочия по воздействию на нее.
Важной чертой государственного органа является то, что он наделен властными полномочиями, его действия имеют императивный характер. Орган государства создается на основе нормативно-правовых актов, в которых четко определено назначение, порядок формирования, иные вопросы, связанные с организацией и деятельностью того или иного подразделения государственного аппарата. Орган государства имеет сложную структуру: управления, отделы, отделения, комиссии, подкомиссии и т. д. Они не являются самостоятельными государственными органами, только структурными их подразделениями. Для руководства соответствующей областью общественной жизни государственный орган наделяется компетенцией. В соответствии с данной им компетенцией орган издает обязательные для исполнения правовые акты, поскольку в рамках предоставленных ему полномочий каждый государственный орган является официальным представителем государства.
Итак, государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по уполномочию государства в установленном им порядке.
Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями и включает в себя основные кадры государственных служащих, работников центральных органов власти всех типов: законодательной, исполнительной, судебной.
Деление государственных органов основывающееся на принципе разделения властей, является наиболее важным, но также возможно выделение видов государственных органов и по другим основаниям.
I. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕХАНИЗМА
1.1. Понятие органа государства и его признаки
Государство - как одна из форм политической организации общества - призвано осуществлять управление обществом на основе права с помощью специальных органов государственной власти. Система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом. Для выполнения своих функций и задач органы государственной власти наделены императивными возможностями.
На структуру государственного аппарата и принципы его формирования оказывают воздействие всевозможных моментов исторического, культурного, экономического, политического и иного характера. На каждом этапе исторического развития общества в зависимости от тех определенных задач и функций, которые выполняет государственная власть, могут меняться характер и структура государственного аппарата, его органов. В демократическом правовом обществе сущность государства, его органов выражается в обеспечении прав и свобод личности, безопасности граждан и общества в целом.
Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган. Каждый орган государственной власти представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные функции, регламентируемые законодательством .
Государственный аппарат включает систему органов государственной власти, при помощи которых осуществляется государственное управление обществом. Органы государственной власти выступают от имени государства, представляя государство в целом, как в международных, так и во внутригосударственных отношениях. Решая определенные задачи в конкретных областях общественной жизни, органы государственной власти таким образом выполняют функции государства по решению более общих проблем.
Орган государства - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства .
Государственные органы так же можно квалифицировать, как структурные звенья государственного аппарата, при помощи которых функционирует государство.
Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, - это орган, выполняющий определенные задачи и функции.
Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а также определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма. Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а также определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма .
Каждый орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а также обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными возможностями.
Полномочия государственного органа - это его властные возможности.
Признаки государственных органов:
1. Государственные органы наделены определенной самостоятельностью, автономией, служат частью единого механизма государства, занимают в нем определенное место и прочно связаны с другими его частями.
2. Состоит из государственных служащих, находящиеся в особых правоотношениях между собой и органом, отдалены от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.
3. Государственные органы имеют внутреннюю структуру. Они состоят из подразделений, скрепленных единством цели, для достижения которой формируется и дисциплина, которую все сотрудники обязаны соблюдать. Например: структура центрального аппарата Росстата включает в себя руководителя Росстата и его заместителей, помощников (советников) руководителя Росстата и структурные подразделения по основным направлениям деятельности - управления. В управлениях Росстата образуются отделы, в которые входят должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
4. Важной особенностью является наличие у государственных органов компетенции - то есть, власть (совокупность прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетентность обусловлена предметом ведения, который подразумевает под собой конкретные задачи и функции, и принимают решения в реализации государственной власти. Компетенция обычно юридически фиксируется (в конституции или в действующем законодательстве). Осуществление компетенции органа государственной власти - это не только право, но и обязанность.
Например: органы надзора и контроля включающие в себя Конституционный суд РФ, Генерального прокурора РФ, которые осуществляют надзор и контроль за соблюдением Конституции, общефедеральных законов, фактическим исполнением решений государства.
5. В соответствии со своей компетенцией государственный орган обладает полномочиями, которые выражаются:
а. Способность издавать обязательные правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенные (акты норм права), например, нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.
б. Обеспечение соблюдения правовых актов государственных органов за счет использования различных методов, включая методы принуждения.
6. Для осуществления компетенции государственные органы должны иметь необходимые материальные ресурсы